В многочисленных публикациях российских и иностранных экспертов неоднократно отмечались значительные расхождения между внутренними и внешними условиями и задачами стрельбы в них, предусматриваемыми, с одной стороны, традиционными Курсами стрельб и  выдвигаемыми  профессионально-боевой реальностью, с другой *.

 

         Учитывая как данность - взаимодействие столь противоречивых факторов - разработка принципиально иных подходов к подготовке и внедрению нового КС напрямую зависит от выбора таких методолого-теоретических, теоретико-прикладных, организационно-методических и других решений, которые бы позволяли снимать эти противоречия  на ином уровне. 

 

 

В связи с этим,  крайне актуальной и продуктивной представляется  концепция разработки универсального, проблемно-ориентированного и  системного Курса стрельб (УКС), в основу которого могли бы быть положены следующие  признаки:

 

-         абсолютный приоритет профессионально-боевой направленности и постоянной,  в течении всего периода службы, профессионализации сотрудников средствами всех форм стрелковой подготовки;

 

-         практическое объединение в одном документе первой и последней из названных групп предпосылок (условий и факторов);

 

-         удобство использования КС для  любых форм подготовки и аттестации всех уровней стрелковой готовности любой категории сотрудников ОВД.

 

С учетом этого полагаем возможным сформулировать следующие предложения по требованиям к   составу (совокупности типов), содержанию конкретных стрелковых упражнений, условиям, порядку их выполнения, правилам аттестации и критериям их оценивания.

 

Все перечисленные выше компоненты  нового Курса стрельб должны :

 

1)          обеспечивать формирование, развитие и контроль готовности к применению оружия и надежному поражению целей в типовых ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности;

 

2)          предполагать перечень и описание  содержания возможных типовых ситуаций, а так же порядка  их создания и правил выполнения действий в них. Этот перечень может определятся исходя из требований текущего законодательства, профессиональных и образовательных задач  на основе   соответствующих им моделей готовности и методов ее контроля применительно к основным категориям сотрудников;

 

3)          быть ориентированы  на начальный, основной и специальный (углубленный и специализированный) уровни подготовленности личного состава к применению оружия в соответствующих  им типах ситуаций;

 

4)          предусматривать возможность при необходимости более точного выявления внутри каждого уровня индивидуальной квалификации  стрелка (классность, рейтинг и пр.) по владению оружием и  типовыми ситуациями;

 

5)          быть связаны с основными возрастными группами, стажем и опытом соответствующих категорий сотрудников (как нормативы по ФП);

 

6)          предусматривать перечень случаев (поучительная практика применения оружия в регионе, подготовка к выезду в районы со сложной обстановкой, цели обучения, инспекторская проверка и т.д.), при которых руководителям органа, подразделения, службы, образовательного учреждения МВД РФ предоставляется право выбора для отработки и приема того или иного норматива (стрелкового упражнения, типовой ситуации) или их совокупности, а так же  порядок введения подобных решений (обоснование, согласование с вышестоящими инстанциями,  утверждение приказом, Ученого совета, обеспечение подготовкой кадров, разработкой инструкций);

 

7)          предполагать базовые требования и нормативы с указанием как обязательных,  так и желательных форм их приема и  критериев их оценивания.

 

Кроме того, структура КС должна, на наш взгляд предусматривать  справочные материалы и организационно-методические указания по составлению обучающих и контрольных упражнений различного назначения  (для моделирования типовых ситуаций применения и обращения с оружием) с таблицами их оценивания.